КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ «МӘҢГІЛІК ЕЛ» КГУ «Колледж профессиональной подготовки и сервиса»
С принятием генеральной линии развития Республики Казахстан «Стратегия Казахстан - 2050», инициированной Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым, казахстанское общество вступило в совершенно новый этап своего развития. Выдвинутая Лидером Нации в Послании «Путь Казахстана -2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» национальная идея «Мәңгілік Ел» созвучна с мыслями и мечтами казахстанцев о сильном, свободном и великом Казахстане. Молодежь Казахстана, опираясь на общечеловеческие и национальные ценности, испытывая сопричастность к великой судьбе своего государства, объединяет свой творческий потенциал, профессионализм и созидательную энергию.
I. Общие положения
Концепция воспитательной работы в колледже основана на объединении передовой и социально-активной молодежи из студенческой среды с целью осуществления деятельности, направленной на формирование нового казахстанского патриотизма и укрепление национального самосознания.
Главной целью Концепции является объединение молодежи Казахстана и поддержка политического курса Первого Президента РК Н.А.Назарбаева, направленного на воспитание у молодежи высокой духовности, гражданской позиции, социальной ответственности, готовности к труду на благо казахстанского общества, формирование нового казахстанского патриотизма и чувства молодежного единения.
Задачами Концепции воспитательной работы «Мәңгілік Ел» являются:
- формирование у молодежи активной гражданской позиции, системы духовно-нравственных и гуманистических ценностей, положительного восприятия семейного образа жизни, созидательного построения будущего;
- продвижение имиджа Республики Казахстан как успешного и динамично развивающего государства, строящего политику на основе национального единства, межэтнического и межконфессионального согласия, гражданского равенства и триединства языков, толерантности, а также богатого исторического наследия и культуры казахстанского народа;
- вовлечение молодежи в идею национального технологического прорыва, основанного на усилении тренда инновационной индустриализации и перехода к наукоемкой экономике;
- создание благоприятных условий, способствующих интеллектуальному, эмоциональному, физическому и творческому развитию личности молодых казахстанцев;
II. Главная идея
Молодежь независимого Казахстана смотрит с оптимизмом на будущее страны, стремиться стать высокопрофессиональным, успешным и востребованным в современных условиях. Она призвана на пути общечеловеческих ценностей и духовности заложить фундамент «Мәңгілік Ел», обеспечить развитие процветающего Казахстана.
Процветание Казахстана зависит от способности и готовности каждого гражданина брать и нести ответственность за свое будущее и будущее своей страны, стремиться к труду и уважать его. Молодежь выступает за трансформацию общественного сознания и формирование гражданской культуры, при которой каждый казахстанец осознает и принимает на себя роль полноправного члена общества всеобщего труда, ответственного за собственную жизнь и достижение национальной цели – вхождение Республики Казахстан в число 30 наиболее развитых стран мира.
Наши главные ценности:
- сохранение и преумножение достижений независимости;
- обеспечение телесного и духовного здоровья молодежи независимого Казахстана;
- направление усилий на сохранение стратегических ресурсов страны; формирование высокой духовности на основе единства общечеловеческих и национальных ценностей, направленных на обеспечение Казахстану достойного места в глобализирующем мире;
- восприятие Астаны как символа независимости и процветания страны, Президента как основоположника ″Мәңгілік Ел″;
- сохранение национального единства, мира и согласия в казахстанском обществе.
III. Принципы деятельности
- добровольность - никто не может быть принужден действовать принудительно;
- солидарность - деятельность члена общества направлена на достижение целей и реализацию задач Концепции и не должна противоречить её принципам;
- законность - деятельность ее членов не должна противоречить законодательству Республики Казахстан;
- равенство (добровольцы (волонтеры) признают равные возможности участия каждого в коллективной деятельности);
- самосовершенствование – члены студенческого совета колледжа, старостата, волонтеры, активисты признают, что их деятельность способствует их личностному совершенствованию, приобретению новых знаний и навыков, проявлению способностей и возможностей, самореализации;
- нравственность - следуя в своей деятельности морально-этическим нормам, активная молодежь колледжа личным примером содействуют формированию и распространению в обществе духовно-нравственных и гуманистических ценностей социального служения.
IV. Основные направления деятельности
Воспитание нового казахстанского патриотизма
«Быть патриотом – сердцем воспринимать Казахстан» - так Глава государства охарактеризовал эту ценность. Жизнь и трудовой путь Лидера Нации являются лучшим примером воспитания молодых казахстанцев в духе патриотизма.
Любовь к Родине, своей земле, ее истории и культуре, проживающему на ней народу, его будням и праздникам, государственным символам – начинается с семьи.
Особо значимым является внедрение в сознание молодых людей чувство ответственности за себя, семью и нашу общую Родину.
Воспитание патриотизма открывает молодому поколению дорогу к осознанию себя и формированию как личности. Патриотическое воспитание молодежи – это воспитание патриотического сознания, преданности Родине, готовности к исполнению своего долга и конституционных обязанностей. Вместе с тем, социализация личности – это идентификация с Родиной.
В этом случае понятие «Родина» не ограничивается родной землей, родственниками и близкими человека. Она воспринимается на основе эмоционально-психологических чувств (любовь, патриотизм, преданность, национальная гордость и т.д.).
Формирование казахстанского патриотизма тесно связано с развитием и политической стабильностью современного общества.
Воспитание патриотизма есть обязанность государства и социально-политический запрос общества. Основы патриотического воспитания закладываются в семье. Она является особым социальным институтом, в котором складываются основы духовно-нравственного воспитания.
Для решения проблем патриотического воспитания требуются современные принципиально новые положения.
В связи с этим обстоятельством воспитание молодых казахстанцев в духе патриотизма, знания и уважения государственных символов требует привлечения к данной работе различных департаментов и центров учебных заведений.
Единство народа
Стабильность является главным успехом достигнутым Казахстаном за годы независимости. Единство полиэтнического и поликонфессионального казахстанского народа есть абсолютная ценность, требующая сохранения и упрочения.
Основное богатство народа – единство, уважение, сотрудничество и согласие. Необходимо пропагандировать среди молодого поколения душевную щедрость казахов, которые приняли на своей гостеприимной земле представителей многих этносов.
Обязанность сегодняшней молодежи - укреплять независимость, знание основных положений Мәңгілік Ел:
- понимание подрастающим поколением единства своей судьбы с судьбой Отечества;
- укрепление конституционного строя, территориальной целостности страны;
- укрепление национальных интересов, экономической, политической, духовной и информационной безопасности;
- противодействие информационной зависимости, давлению со стороны других государств;
- придерживаться приоритета национальных интересов во всех сферах общественной жизни;
- обеспечение равных прав гражданам, независимо от их этнической принадлежности, религиозной ориентации и социального положения;
- укрепление и развитие национального духа, объединяющего их начала и позволяющего познать их бытие.
Культурное многообразие
Оно есть ценность, которое объединяет, а не разделяет людей. Основанное на этническом разнообразии, казахстанское мировоззрение не должно исчезнуть, растворившись в мировой культуре. Сохранить его в качестве национального блага – задача молодого поколения.
Воздействуя на процессы формирования нравственности молодежи, государство должно заботиться о росте общего уровня культуры, развитию коммуникационных технологий.
Надо добиться, чтобы развитие молодежи отвечало требованиям третьего тысячелетия. Согласно конституционному законодательству обеспечение свободы совести и вероисповедания в Республике Казахстан должно стать важнейшим направлением работы.
Несмотря на значимость политических, экономических, социальных обстоятельств, способных изменить общественную жизнь, в качестве критерия оценки возможностей человека необходимо опираться на общечеловеческие и национальные ценности. Казахстанский образец культурного многообразия - внутренние трудности и противоречия в межнациональных отношениях, выявление их причин, форм и методов разрешения на основе сочетания национальных факторов и общечеловеческих ценностей. На основе учета национальных особенностей, менталитета, психологию различных народов важно исследование общечеловеческого, национального.
Формирование целей воспитания на основе культурного многообразия и выявление политических механизмов должны проводиться в соответствии с интересами этноконфессиональных структур, с характером отношений между народами. Также воспитание казахстанского народа в духе дружбы, сотрудничества формирует уважение к истории, традициям, национальной чести составляющих их этнических групп.
Толерантность
В формировании межэтнического и межконфессионального согласия в Казахстане большую роль играет толерантность, которую необходимо прививать молодому поколению. Молодежь страны, которая является местом проведения диалогов между культурами, религиями и цивилизациями, мостом между Востоком и Западом, должна распространять по миру культуру мира и согласия.
Формирование и развитие толерантности основывается на принципах современной политической и социальной обстановки. Вместе с тем в ней находит свое основание целостность культуры.
Толерантность – это уважение как знак выражение терпимости. Она включает нахождение согласия, человечность, благородство, дружелюбие, разумность. Нахождение согласия есть основа толерантности. В настоящее время существует мало государств, отвечающих требованиям толерантности.
А Казахстан соответствует всем признакам и основоположениям толерантности и поэтому смог сформировать лучший образец толерантности.
Законопослушность
Совершенствовать демократию и создать подлинное правовое государство способны только законопослушные граждане. Неукоснительное исполнение законов должно стать жизненным принципом молодежи. Это особенно важно для подрастающего поколения, только адаптирующегося к принципам взрослой жизни.
Рост правового сознания, уважение к установленным правилам и положениям должно стать объектом внимания со стороны социальных институтов. Авторитет закона в сознании молодежи должно пониматься ею как базовая ценность современности.
Необходимо формирование правовой культуры и законопослушности у тех, кто получает знания в учебных заведениях. В полиэтническом Казахстане, наряду с обычным правом казахов необходимо сравнивая правовые культуры различных религий, использовать их лучшие образцы. Главное условие формирования правового государства – совершенствование правового сознания граждан, формирование правовой культуры, особенно культуру прав человека
Если помнить, что важное значение имеет информационное обеспечение прав человека, то одним из инструментов формирования правовой культуры являются учебные заведения.
Субъектами, вносящими свой вклад в профилактику правонарушений среди молодежи, охрану общественного порядка, в осознание правовой ответственности, являются учебные заведения.
В стенах учебного заведения получают развитие гражданские, патриотические, нравственные, правовые, культурные, творческие качества молодого человека.
Правовая культура молодежи - это знание, понимание и уважение права. Все это проявляется через понимание и исполнение законов.
Образование
Необходимо обеспечить программные ценности через качественное образование и определение перспектив для трудоустройства, исходя из потребностей рынка на основе соответствующей профессиональной подготовки.
Повышение авторитета науки среди молодежи, а также их вовлечение в подготовку инновационных проектов должно стать одним из основных пунктов государственной молодежной политики. Молодежь с ее передовыми идеями должна рассматриваться как движущая сила современного общества, она должна внести свой вклад в развитие и процветание нашего общества, превратившись в самую активную социальную группу. Нашу молодежь мы видим продолжателем славных дел старшего поколения, образованными, способными конкурировать в современном мире, вместе с тем сохраняющими наши обычаи и традиции. Будущее нашей Родины напрямую связано с молодежью, с их знаниями и уровнем образования, с их потребностями и помыслами, с их мечтами и целями. Они должны сохранять память наших предков, преумножать историю, вносить в нее свой вклад через знания и свои достижения.
Трудолюбие
Для построения общества всеобщего труда принципиально важно привлечение в экономику трудолюбивой молодежи и особенно формирование трудовой этики. Социальное обновление Казахстана связано с реализацией 20 шагов к обществу всеобщего труда. Особо значима программа форсированного индустриально-инновационного развития РК, где молодежи будут представлены большие возможности для самореализации. Согласно исследованиям, одна треть молодежи готова направиться в поисках работы в различные районы страны.
Инновационная наука и инновации
Переход к инновационной экономике влияет на формирование креативных способностей современной казахстанской молодежи. Молодежь сегодня не желает жить прошлым днем, стремится познать новое. Для разработки и воплощения новых идей, инициатив, технологий молодежь использует творческую энергию, смелость и риск. Это приведет к развитию естествознания, прикладных и технических наук. Поворот молодежи лицом к науке - это ясный путь в будущее.
В реализации инновационных программ, наряду с инновационным знанием, важно формировать у молодежи инновационное мышление. Сейчас на первый план выдвигается «экономика знаний» или «умная экономика» Сегодня мы должны признать, что нашей Родине нужны знающие молодые люди, отвечающие всем требованиям времени. В этой связи остро стоит вопрос качественной подготовки молодых специалистов. Слова Елбасы о том, что надо учиться всю свою жизнь, должны стать жизненным кредо для каждого представителя казахстанской молодежи.
Семья
Во все времена семья рассматривалась в качестве самого важного элемента социальной структуры общества. Она воспринимается как основа государства, выполняющая функцию воспроизводства человека, а также социализирующую, воспитательную, экономическую функции.
Такая роль семьи требует особого внимания к ней со стороны государственных институтов, НПО, общественных организаций.
Учитывая важную роль семьи в процессе воспитания принять ряд мер, направленных на укрепление института казахстанской семьи.
Воспитательная функция семьи даст плодотворные результаты, если она сама будет здоровой.
На основе реализации программы казахстанской семьи необходимо активизировать работу института семейных психологов и укрепление центров адаптации.
Здравоохранение и спорт
В реализации государственной молодежной политики большое место занимает здоровый образ жизни. Одним из необходимых условий здорового образа жизни являются занятия физкультурой и спортом. Массовые занятия спортом должны культивироваться в молодежной среде, пропагандироваться через средства массовой информации.
В учебных заведениях необходимо увеличить количество часов, отводимых на уроки физкультуры, строить новые спортивные сооружения, готовить своих олимпийцев, чемпионов мира по всем видам спорта, успехи которых станут стимулом для подрастающего поколения.
Новая экологическая этика
Современный экологический кризис, исчерпаемость традиционных источников энергии требует развития «зеленой экономики», повышает значимость решения экологических проблем.
Процесс экологизации должен охватить и сферу сознания, что обусловливает развитие экологической культуры. Императивами экологической культуры являются:
- сохранение природной среды;
- предотвращение загрязнения окружающей среды путем запуска безотходных или малоотходных производств;
- участие в работе международных экологических конференций, симпозиумов, конгрессов, форумов;
- на научной основе организовать охрану окружающей среды, активно внедрять идеи ноосферной стратегии В.И. Вернадского;
- шире привлекать молодежь в дело защиты окружающей среды.
Будущее страны – Мәңгілік Ел
В современную эпоху поистине грандиозных изменений, углуб-лящегося процесса глобализации мира молодежь Казахстана должна стоять на передовых рубежах этих событий. От молодых людей потребуется напряжение всех физических и духовных сил, знания, инновационное мышление, гуманное отношение к природе и человеку, толерантность, высокая духовность, которые приведут к реализации выдвинутой Лидером нации национальной идеи «Мәңгілік Ел» - мечты и чаяний поколений казахов и представителей других этносов, живших и живущих на древней казахской земле.
Молодежь разделяет ценности и идеологию, и поддерживает политический курс Первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева и готова принимать личное участие в достижении целей, изложенных в Стратегии «Казахстан - 2050».
Сроки реализации Концепции: 2016-2020 годы.